талантам надо помогать. бездарности пробьются сами
Сведенные результаты опросов о том, что раздражает в преподавателях и что, напротив, хочется видеть. Мне кажется, это интересно и полезно почитать любому, кто занимается преподаванием - неважно, в какой сфере. Ничего сверхнеожиданного, всё очевидно.
Помимо знаний предмета и умения интересно рассказывать важен личный вклад преподавателя. В этом году у меня с некоторыми студентами не удается найти взаимопонимания и выстроить свои отношения таким образом, чтобы добиться явного прогресса.
читать дальшеРаздражает во владении предметом/ подаче материала:
• невежество, незнание, непрофессионализм
• халтура
• когда преподаватель не в состоянии четко и внятно объяснять суть,
• когда он не способен структурировать материал
• когда он не очень хорошо владеет своим предметом.
• когда он не может адаптироваться под разное восприятие информации у учеников.
• бесили преподаватели, которые не фига не знали предмет, а подавали себя как профи высшего класса.
• когда нет системы, методики в обучении.
• одномерность, зацикленность на чем-то одном
• когда преподаватель относится к своему предмету как к единственному на свете
• когда преподаватель так формулирует вопрос, что никто не в состоянии понять, ответ из какой вообще области он подразумевает. При этом он терпеливо ждет ответа, и вся аудитория сидит в молчании минут 10.
• зыбкость; когда ты не понимаешь, чего от тебя хотят; непонятно формулируются задания, непонятная система отчетности
• когда в начале семестра были озвучены одни критерии оценки, но по каким-то своим соображениям преподаватель в конце семестра меняет эти требования.
• когда преподаватель диктует лекцию
• когда преподаватель спрашивает не суть предмета, а цитаты из "диктанта"
• когда спрашивает больше (другое), чем дает
• тоска; когда препод читает лекцию, и возникает ощущение, что ему самому скучно (тошно, противно, безразлично).
• скука; отсутствие юмора и шуток
• когда рассказывает скучно, неинтересно - по бумажке, к примеру.
• незаинтересованность в теме
• манера читать лекцию вполоборота к доске, бормоча себе под нос или просто монотонно, неэмоционально.
• занудный голос; если человек говорит тихо и глухо, нечеткая речь
• повторение из года в год одного и того же, нежелание/не способность развиваться
• отсутствие нормальных материалов
Раздражает в отношении к ученикам:
• несправедливость
• общий идиотизм
• бесчеловечность
• безразличие – к ученикам, к предмету, к результату
• личные пристрастия, нескрываемое разное личное отношение к разным ученикам
• разные правила для разных учеников без объективных и общедоступных критериев, а потом, что так левой пятке захотелось
• предвзятое отношение, когда преподаватель не взлюбит студента, и хоть тресни выше тройки не получишь
• когда четко выделяет "любимчиков" и, не скрывая, относится с пренебрежением к тому, кто не успевает
• когда занимается самолюбование и ему срать на учеников
• неспособность к диалогу
• когда не может остановиться, его несет, а все давно хотят домой
• подход "Я - начальник, ты - дурак"
• выставление себя на показ
• когда не видит в студентах людей, а говорит как будто на магнитофон
• когда преподаватель унижает студентов за то, что они знают меньше, чем он
• когда тебе дают понять, что ты конченый человек, потому что чего-то не знаешь.
• когда считает себя выше своих студентов, позволяет себе не совсем нормативную лексику, к примеру, или курение на лекции
• когда он надменный, считает что ученики (студенты) ничего не знают, и особенно по его предмету, часто это выражается в таких фразах, как "как вам хорошо известно..." и далее то, что никому кроме него не известно - словом, когда слушая его ты понимаешь, что ты полный ноль
• жалобы студентам на низкую зарплату, невыносимые условия и т.д.
• вообще нытье и пассажи типа «почему никто не приходит»
• пустая трата времени
• заигрывание со студентами
• фамильярность; в отношении к ученикам, коллегам, предмету, науке вообще.
• коробит, когда со взрослыми студентами разговаривает как с детьми, когда таким назидательным тоном что-то талдычут, словно считают, что если не повторить раз двадцать, то точно мы не усвоим, или отчитывают
• когда не дают договорить
• опоздания
• когда задают личные вопросы при всех
Очень хорошо:
• когда преподаватель помогает прикоснуться к Большой Жизни и почувствовать ее бесконечность
• когда дается ощущение неодномерности и красоты мира, взаимосвязанности процессов
• любовь к своему предмету и умение захватить этим
• когда человек потрясающе знает свой предмет
• когда говорят по делу и обращаются не в пустоту, а к аудитории, к людям.
• когда он сам увлечен и заражает своим энтузиазмом.
• увлеченность, искренняя погруженность в тему
• соединение знания и импровизации
• когда он не закостенел в своих представлениях.
• уважение к ученикам
• настрой на диалог, атмосфера совместного поиска ответов (даже в ходе лекции)
• способность выходить за жесткие рамки плана/системы вопросов, подстраиваться под течение конкретного занятия
• когда преподавателю хочется понять, чем же интересуются его студенты, и когда он старается не просто выполнять программу, а еще дать им возможность узнать что-то именно из их сферы интересов.
• личная заинтересованность; когда ты знаешь, что преподавателю не безразлично, что ты там выдашь, то это основательная мотивация.
• вера в учеников, какими бы они не были
• когда воспринимает студентов как людей, а не как заполненную аудиторию.
• способность участвовать в диалоге / дискуссии с позиции «на равных», а не «сверху»
• умение слушать и слышать учеников (то, что они на самом деле говорят – а не то, что хочется услышать)
• когда человек контактный, с чувством юмора
• доброжелательность без фамильярности, вдохновение без экзальтации
• техническая подготовленность
• строгость в меру
• когда он обязательный
• когда не в маразме
Но по этическим соображениям опросов, что преподавателей раздражает в студентах не проводят)