Это второй спектакль А. Молочникова, на котором я побывала. Постановка была приурочена к столетию Октябрьской революции и премьера состоялась на большой сцене МХТ в 2017 г. Как я поняла из чтения рецензий, финал впоследствии был изменен и теперь он жестче и безысходнее. Однако обо все по порядку. Несмотря на отсутствие единой сюжетной линии и некоторую рваность повествования, все события происходят с главными героями - разнорабочим Макаром (я увидела отсылку к Макару Нагульнову из "Поднятой целины", натуре пламенной и романтической, однако про-советской) и балериной Верой (рецензии подсказали, что образ может быть связан с Верой Павловной из "Что делать?", однако для меня она явилась воплощением собирательного символа веры и противопоставлением всему советскому). Макар и Вера полюбили друг друга, но Макар отправился с чайником за водой и по дороге встретил вождей, а Троцкий и Ленин превратили Макара в способную выпекать хлеб из живота "машину революции" (не Ииисус ли, накормивший пятью хлебами толпу евреев в пустыне?) в "нового человека", с железным сердцем и электроприводом (привет, герой комикса!), пообещав ему тепло лучей коммунистического солнца и сметану из облаков. В созданном образе красной машины я увидела революционную манию искусственного формирования человека и жизни, отражение того, что народу все равно во что верить, в батюшку -царя или в товарища Ленина (отец Владимир!), лишь бы обещания были повкуснее, аргументы убеждения попроще. Народ принимает коммунизм как новую религию, вождя – как своего пастыря, а светлое будущее - как рай на земле. Красная машина работает только когда в нее верят, необходима неразрывная связь Макара с Верой, чтобы он мог выполнять задания вождей. А вожди предстают демонами-искусителями и манипуляторами. Они ловко управляют помыслами и эмоциями Макара – читай «широких масс» – представляя события в нужном им ключе. Убеждают, что осуществлению великого замысла - получение сметаны из облаков, все время что-то мешает, то белые, то буржуи, то кулаки. Вот и борется Макар с ложными целями и недоумевает, почему же кулаки истреблены, а сметаны до сих пор нет. Кстати, метафорический образ сметаны из облаков как символ заведомого невыполнимого обещания мне так и не удалось разгадать, не вижу отсылок к классике.
Вера же идет за своим избранником, отринув все сомнения, доверяя лишь интуиции любви. Для меня это одно из страшных мест спектакля - что случилось с этой женщиной, почему она - умная, логичная, утонченная, полюбила совершенно чуждого ее сословию Макара, почему поверила в утопический бред про сметану из облаков? почему разделяет интересы этого выходца из народа? Великая сила любви. Она идет за ним так же слепо, как он – за своими вождями. Ее прозрение чревато катастрофой. Вера проклинает день, когда Макар явился к ней в балетный класс, проклинает Ленина, объявляет о своей ненависти к Сталину, безуспешно пытается железного Макара застрелить из подаренного Сталиным наградного пистолета. Вера отправляется в ГУЛАГ, следом за ней следует и Макар. Вот тогда понимаешь почему и как выжили заключенные шарашек, гулагов и т.д - с ними была вера.
Фантасмагоричность происходящего на сцене поражает, у меня возникло ощущение, что это сплав Стругацких и Замятина с вкраплениями Мстителей, Матрицы. Это повествование для тех, кто не жил в совке, для кого события начала прошлого века - не более чем сказка, наполненная стереотипами и далекой нереальностью. Стендап на серьезную тему вышел довольно удачным. Отдельно хочется отметить сценографию и привнесение "новых технологий" в театр, понравились уместные вставки из советских кинофильмов (от "Октября" до "Старика Хоттабыча", от "Ленина в Октябре" до "Цирка", включая, конечно, и "Светлый путь", и "Член правительства", и "Человек с ружьем" и т.д.). За счет удачно освоенного пространства (арка главного штаба и ворота Зимнего дворца создают что-то наподобие "тоннеля" вглубь сцены, словно в будущее; а вертикаль составляют ярусы-этажи, заполненные хореографическими композициями, отсылающие к музыкальным комедиям 1930-х годов). Понравилась короткометражка "Чевенгур", будто побывал и в театре и в кино одновременно.
Спектакль в целом понравился, хотя считаю его слабее, чем "19.14", на "Бунтарей" (еще один спектакль Молочникова) хочу сходить.