Вчера был День культурного наследия и ради такого случая я раздуплюсь написать постик.
Дело в том, что на ютуб-канале Департамента культурного наследия города Москвы был организован он-лайн марафон с лекциями и там аж несколько лекций посвящено московскому модерну и Шехтелю. <3
Запись доступна тут
По таймингу:
3:03 - Особняк Дерожинской (чудесный экскурсовод и прекрасная лекция)
6:43 - Особняк Шехтеля (менее впечатляющий декор и менее увлекательная лекция)
8:37 - Мастер-класс по обработке фото зданий с помощью приложения в телефоне (фанатам инстаграма)
9:05 - Многообразие московского модерна (обзорная неплохая лекция)
9:48 - Особняк Морозовой (фантастические интерьеры и тот же экскурсовод, что и в лекции про Дерожунскую)
Интерьеры особняков самостоятельно можно посмотреть в виртуальном туре и без экскурсий.
В общем я пару слов хотела сказать про мадам Дерожинскую, потому как эта особа интересует меня еще со времен пешеходной экскурсии по Москве и любой рассказ про нее немного отличается в зависимости от тактичности рассказчика.
Дочь текстильного магната госпожа Бутикова была замужем трижды - сначала за Рябушинским, от которого у нее было 2е детей, затем за Дерожинским , от которого ребенок погиб в младенчестве и за Зиминым, от которого также был ребенок. По историческим свидетельствам матерью она была не очень хорошей, и недостаток мягкости и нежности компенсировался развитой коммерческой жилкой. Федор Шехтель, когда проектировал для нее особняк, метафорически отразил нрав хозяйки, назвав строение "жилище паучихи". Хозяйка была совсем не прочь такого сравнения. Словно паучиха она затягивала в свои сети обеспеченных мужчин, умело использовала их в своих целях и после истощения старой жертвы, искала новую.
Особняк выполнен в стиле модерна Глазго, ограду здания украшает "роза Глазго" - фирменный стиль Чарльза Макинтоша. Фуртнитура и элементы дизайна интерьера поддерживают паучковый концепт - ручки дверей выполнены в форме огромного паука, а люстры - словно паутины, с которых свисают капельки сверкающей росы.
Интересна интерпретация судьбы панно в главном зале - в версии этого рассказчика Дерожинская предчувствовала экономический кризис от Революции и Первой Мировой, поэтому несколько раз просила Шехтеля снизить бюджет работ, якобы ситуация менялась стремительно. да-да
Также интересна судьба особняка после Революции 1917 года. Сначала туда въехала Крупская и Ленин (сразу уровень роскоши понятен, да?), но поскольку Ленин часто болел они быстро съехали на непосредственное место работы Ильича, а особняк передали III конгресса Коминтерна, а затем - Китайской миссии, где во время визитов в Советы проживал Моа Цзедун. И во времена проживания Мао внутренности подверглись существенным изменениям - была утрачена обстановка кабинета. Все дело в том, что Мао ждал, что к нему приедет Сталин. А Сталин не любил всю эту вашу роскошь - огромный камин, балочный богато украшенный орнаментом потолок, с которого свисали паутинки-люстры. И чтобы угодить Сталину, к его визиту закрасили потолок, убрали камин и вообще переделали внешний вид под "сталинский ампир". А Сталин так и не приехал.
Взяла себе на заметку, что в будущие дни культурного наследия нужно будет обязательно записаться на экскурсию и увидеть живьем как особняк Дерожинской, так и особняк Морозовой.