Вообще, чем больше читаешь об истории школы в нашей стране, приходишь к выводу, что отечественную школу ругали всегда. Ругали в октябре 17, после войны 45, в 91 ругали, ругают и сейчас… Ругали, но такое впечатление, что делали всё, чтобы стало еще хуже.
Школа наша — умерла, её больше нет, а остался только корпус надутый, звон пустой. Это факт. Но когда умерла? Не тогда ли, когда стали поступать в педагогический от того, что в другие – технические или гуманитарные вузы не брали? Умерла школа и в столице и в станице. Чему может научить детей, человек, которому самому еще нужно учиться и учиться. Какие такие качества может привить детям духовно неразвитый человек? Когда духовная смерть, как газ ядовитый расползается по стране,— кому ж задохнуться из первых, как не детям как не школе?
Еще одна причина смерти- в этом постоянном осуждении и ожидании перемен. Конечно, перемены ожидаются только к лучшему, никому и в голову не может прийти, что все может стать еще хуже. Приведу пример. Во время нашего обучения были недовольны директором. Но недовольство ходило какое-то слабое, шепотком- гласность это приобрело только после двух лет такого «шепотка», пробовали бороться , ждали, что придет новый, сильный, талантливый учитель, и выведет школу на новый пик. И что… пришел самодур. За время своего трехмесячного директорства ни разу из кабинета своего не вышел, не поинтересовался жизнью не только учеников, но и учителей. Лучше стало? Нет, Еще хуже .. Но кто знал-то об этом, когда борьбу начинали…И теперь снова пошли протесты, только уже сразу громкие, гласные, с писанием жалоб, с обсуждением на форумах и т.д. (А ничего не напоминает? К примеру, 1905, 1917, или хоть ту же Украину с Грузией… - сравнение ,конечно, так себе.. но в малых масштабах…)
Отдельная тема – это ученики(и не только школьники, наиболее ярко даже - студенты). Заметили ли вы, что обеспеченные, московские дети уже отвыкли учиться, потеряли вкус. Учиться – как повинность отбывать, чтобы числиться где-то, пока выйдет возраст. А вот приезжие изо всех сил стараются, учатся и очень часто они действительно способнее. А почему? Во-первых, им более интересно – они не избалованы развлечениями в своих станицах. Только в одной настоящей учёбе насыщается их самолюбие. Во-вторых, им важно закрепиться в столице, им никак не хочется возвращаться в свой городок Н. А чтобы закрепиться – нужно проявлять успехи, чтобы тебя заметили, оценили, оставили.
P.S. Хочу заметить, что в этой агонии я очень близка к карамазовскому Ивану. Вместо того, чтобы бросить все, и пойти менять преподавание в одной конкретной школе, с конкретными детьми (представляю этих несчастных, подвергшихся моей тирании, а уж про студентов молчу – ох бы они у меня поплясали ), сижу и рассуждаю тут. Так и Иван, бунтующий за детей, больше похож на человека вечно критикующего правительство, но ничего сам не делающего...Он потому так бунтует, что ничего не меняет и наверно и не пытается менять в этом мире.. .Стоило бы ему, хотя бы немного заняться "любовью деятельной" и спасти буквально, хотя бы одного ребенка за которого у него сердце болит в абстракции, то и не было бы никакой легенды об инквизиторе.