понедельник, 08 ноября 2010
Занесло меня сегодня на лекцию.
Катрин ВИДАЛЬ «Мозг и гендер: такие ли мы разные?» Катрин Видаль - нейробиолог, директор по научным исследованиям Института Пастера, кавалер ордена Почетного легиона (2009г.).
В центре внимания исследований Катрин Видаль - механизмы боли, роль коры головного мозга для научения и памяти, а также механизмы заражения мозга вирусом СПИДа.
Катрин Видаль - член Научного совета по равенству возможностей в Национальном центре научных исследований (CNRS), член Совета по науке и развитию Научного института Эмили дю Шатле и ассоциации «Женщины в науке».
Чем обширнее становится наше знание нейронауки, тем больше появляется оснований считать совершенно беспочвенными идеи о биологических различиях между мужчинами и женщинами!
Лекция на французском языке с синхронным переводом © общая организация и впечатленияНемаленький зал был неспособен вместить всех желающих. Я пришла за 10 минут до начала и уже стояла толпа в холле, которая просто не могла протиснуться внутрь. Тихонько встав рядом с дверью, я начала уже подумывать о том, что ну её, эту французскую звезду. В этот момент из двери в полурасплющенном состоянии просочилась тетенька-организатор, сказавшая "Ну а что вы хотели, это нормальный академический вариант, практикуется во всем мире - сидеть на ступеньках, мы их даже специально подмели." Только вот со зрением у нее было плоховато, т.к. на ступеньки были уже все заняты, а желающих послушать лекцию ещё полным-полно.Но это ладно. Лекция на французском, поэтому слушателям выдавали комплект: наушники + приемник. Синхронный перевод через наушники с жесткой дужкой, так что одни на двоих взять никак нельзя. При чём наушников оказалось меньше, чем коробочек-передатчиков, мне повезло, тем что у человека, с кем я была были свои наушники у универсальным входом. Кое-как место на ступенях мы себе нашли, при чем через ступеньку друг от друга, опять же радость - длинный провод от наушников. Удовольствие не из приятных - 2 часа на кафельном полу, практически сидя на головах друг у друга. А ведь многие еще и записывали! Но я как-то ограничилась прослушиванием, поэтому пока помню это надо записать, какие-то новые моменты я для себя открыла. Нам привычно внушают, что наши способности и личные качества навсегда определены статикой мозговых структур. г-жа Видаль опровергает это утверждение. Цель лекции – дать представление не только о роли биологических факторов, но и о влиянии социальной и культурной среды на развитие мужского и женского начал.
На самом деле, лекция носила общеобразовательный и развивающий характер, нежели медицинский характер, поэтому в просветительских целях изложу основное содержание
читать дальшеЛекция началась с опровержения мифов, родившихся еще в 19 веке. Самым старым из ложных предположений ученых считается взаимосвязь объема (или веса) мозга с умственными способностями. «Мужчины умнее, потому что их мозг в среднем на 150 г больше мозга женщин», г-жа Видаль приводила в пример известного французского писателя, фамилия которого осталась за рамками моей памяти ибо лекцию я не записывала, чей мозг весил всего 1 кг (средний вес мозга принято считать 1250г) и мозг Тургенева, равный 2 кг. К началу 20 века стало очевидным, что умственные способности зависят не от количества, а качества мозгов. Кстати, портрет извилин головного мозга индивидуален у каждого человека. Формирование головного мозга начинается на 25 день развития эмбриона и заканчивается с рождением, когда нейроны перестают делится. Таким образом, количество извилин коры головного мозга не увеличивается с возрастом, изменяется их качество. Однако мозг ребенка отличается от мозга взрослого человека количеством «ответвлений», синаптических контактов. По мере приобретения нами навыков и опыта мозг безостановочно вырабатывает новые цепочки нейронов.
Доказано, что увеличению синаптических контактов способствует занятие музыкой, в частности игра на пианино. При этом отмечается прямая зависимость скорости образования синапсов от затрачиваемого времени и усердия при игре на пианино. Интересным является тот факт. что увеличение образования синапсов не зависит от возраста. При исследовании группы пожилых пациентов, которые никогда раньше не имели музыкального опыта и начали обучаться азам игры на пианино в преклонном возрасте, увеличение синапсов было приблизительно равно результатам, полученным при исследовании детей. Следующий миф был связан с предрасположенностью мужчин к точным наукам, а женщин – к гуманитарным. Проводимый опыт: группу мужчин и женщин просили решать в уме арифметические задачи. Были получены статистически достоверные результаты – и в той и в другой группе половина подопытных при решении задач активировала переднюю долю головного мозга, а другая половина – заднюю. Далее проводили исследование на тему достоверности предположения. что правое полушарие мозга отвечает за коммуникабельность, разговорчивость и т.д., а левое – пространственное воображение, стремление к цели. В результате эксперимента выяснили, что девочки лучше и быстрее справляются с заданием найти отличия между двумя похожими картинками, а мальчики - представляют 3D версию геометрических фигур, далее был предпринят психологический ход - девочкам говорили, что по статистике именно им удаётся представлять 3 D модели лучше. И результаты действительно менялись. Такое явление получило название «гендерные стереотипы», по сути , это психологическое поведение. Вывод, которые сделали исследователи - достижение результата зависит от самоуверенности и внушения. С явлением пластичности связывают способность одного полушария брать на себя функции другого. При тяжелых эпилептических статусах у детей проводят удаление части поражаемого полушария, в результате другое начинает выполнять функции удаленной части. У таких детей не наблюдается отставания в развитии, умственных проблем и т.д. Явление пластичности мозга в анатомическом плане проявляется в виде утолщения коры мозга, наиболее часто подвергающейся активации. Так, у Лондонских таксистов было выявлено утолщение коры лобной и зрительной доли. Их топографические навыки и скорость реакции были в среднем выше обычных людей.
Миф о природе гомосексуальности возник в начале 90-х годах прошлого века и основывается на исследовании, которое утверждает, что мозолистое тело гомосексуалиста на 5 микрон меньше, чем у гетеросексуального человека. 5 микрон соответствует размеру 5-6 –ти нейронов, учитывая, что всего их более 1,5 миллиардов – весьма сомнительная потеря. В 1997 году опровергнута гипотеза о существовании гена гомосексуализма.
Осознание принадлежности к тому или иному полу происходит только под влиянием среды, воспитания, социальных и психологических факторов. Так же как умственное развитие женщин (средний IQ) находится в прямой зависимости от культуры страны, в которой они рождены, воспитывались и живут. Самые низкие показатели были у Турции, Кореи, а в высокоэмансипированных странах, таких как Швеция, Норвегия, Польша, эти показатели были значительно выше.
Открытием для меня стало выделение у определённого вида грызунов гена верности (исследование 1999года). Мне как-то казалось, что это качество не является генетически наследуемым. Оказалось, что за него ответственен тот же ген, что и за и вазопрессин. Выходит прямая зависимость верности от количества вырабатываемого вазопрессина. Этот ген был обнаружен мышей –полёвок, подвида, обитающего в степной местности (кстати, в презентации было написано campagnol prés, а переводчик переводил это животное как «компаньёны», пояснив, что это такой мелкий грызун, похожий на суслика. французского я не знаю ну совсем-совсем, за исключением фразы Кисы Воробьянинова, но и представить себе существование животного с таким названием было сложно, поэтому придя домой проверила в яндексе. Так что я не ручаюсь вообще за степень достоверности всей той информации, которую пишу, ибо ещё одна оплошность переводчика была в том, что кору головного мозга он педантично называл кортексом головного мозга.) А вот у подвида горной мыши полёвки (campagnol montagnes), обитающего в горной местности этого гена не было, соответственно представители этого типа полигамны. В заключении она рассказала практически анекдотический случай, который произошел в 2005 с главой Гарварда. На Учёном совете он сказал, что в научном мире так мало женщин, что они физически просто не способны к научной деятельности. Это вызвало резкий резонанс в обществе, несмотря на то. что многие члены ученого совета с ним согласились. В итоге товарищ был вынужден уйти со своего поста, потом он был в предвыборной команде Обамы, но тоже недолго там задержался (видимо, он сказал, что среди политиков так мало афроамериканцев, потому что они физически на это не способны xD )
В общем, было не то, чтобы познавательно, но интересно
@темы:
познавательное
жалко, она не исследовала различия между мозгом белых и негров, тоже бы посчитала, что они типа одинаковые
Зато я теперь Умрюхина встречаю чаще, чем биохимика Оо