Очень давно после поездки в Испанию хотелось сравнить наглядно дома с ракушками в Саламанке и в Москве.
Про
Дом с ракушками в Саламанке (Casa de las Conchas) -
строился с 1493 по 1517 гг. для местного вельможи, дона Родриго Мальдонадо де Талавера, профессора права знаменитого местного университета, впоследствии его ректора, члена Королевского совета Кастилии и, кроме того, рыцаря ордена св. Якова,. Ракушка - эмблема паломников на пути к мощам св. Якова в Сантьяго-де-Компостелла, поэтому дон Родриго щедро украсил свой дворец более чем тремястами ракушек.(с) смотреть и читать немного


А вот про Дом с ракушками в Москве (Особняк Морозова), мне кажется, что вики попутала, что было первым, а что вторым. Дело в том, что Дворец Пена в Синтре на особняк Морозова похож только башенками, да и ехать в Португалию через Саламанку, так что сначала Морозов в своем путешествии по Европе по-любому увидел имение дона Родриго.



Итак, Арсений Морозов принадлежал к знатному роду и был миллионером. Однако от своих братьев, да и от общего окружения, он отличался тем, что никогда не интересовался искусством, не занимался меценатством, не занимал государственных постов. На одной заграничной выставке он познакомился с архитектором Виктором Мазыриным, которого многие сторонились ввиду его склонностей к эзотерике и мистике. В начале-середине 1890-х архитектор Виктор Александрович Мазырин совершил кругосветное путешествие с Арсением Морозовым. Возвратившись в Москву, Арсений Морозов заказал архитектору построить на участке, подаренном матерью Варварой Алексеевной к 25-летию сына, особняк, повторяющий архитектуру этого дворца. В 1897 году Лида, старшая дочь архитектора (балерина Мариинского театра), заложила первый камень в основание дома. Здание было закончено в рекордные сроки уже к концу 1899 года,
Предметом подражания Мазырин выбрал Casa de las Conchas. От своего испанского прародителя детище Мазырина унаследовало, собственно, ракушки и оплетающие фасады реалистичные канаты (черта стиля мануэлино). Вторым объектом вдохновения заказчик и архитектор выбрали португальский дворец Пена, построенный во второй половине XIX столетия по проекту немецкого архитектора Людвига фон Эшвеге.
Прозвище «дом дурака» подсказал московскому высшему свету, вероятно, сам Арсений Морозов. По словам миллионера, его мать, Варвара Морозова, в сердцах сетовала: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь об этом узнает вся Москва». И Москва, действительно, узнала.
Владимир Гиляровский вспоминал эпиграмму, которую после появления замка сочинил какой-то городской остряк: «Сей замок на меня наводит много дум,
И прошлого мне стало страшно жалко.
Где прежде царствовал свободный русский ум,
Там ныне царствует фабричная смекалка».
Арсению Морозову, прослывшему потом и кутилой, не долго было суждено жить в роскоши экзотического дома. Однажды, в 1908 году, он на спор прострелил себе ногу, стремясь доказать, что человек в состоянии вытерпеть любую боль. Началось заражение крови, от которого он скончался через три дня в возрасте 35 лет.
К сожалению, внутреннее убранство и роскошь этого особняка мы увидеть не можем, ныне здание принадлежит правительству Москвы и там проходят приемы иностранных делегаций.
@темы:
познавательное,
Испания