Лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас
спустя 100 лет пишу про вторую часть экскурсии. Были в конце мая, все с той же экскурсоводом, что и в первый раз. На этот раз нам повезло, группа собралась небольшая, практически вип-обслуживание: намного приятнее, т.к. и слышно и видно всё, на что экскурсовод обращает внимание.
Начали от доходного дома купца Филатова (дом под рюмкой). Историю про то, что когда у купца дела стали идти плохо из-за его пристрастия выпить и он решил совершить "ребрендинг" своей репутации - дать понять общественности об отказе от алкоголя, запечатлев клятву при строительстве дома перевернутой рюмкой на крыше, я знала. Но вот что "рюмка" - это широкоупотребимый архитектурный прием, и чуть ли не светская переделка церковных куполов - это было новость. Также дом очарователен с боков, обязательно надо заглядывать в переулочки.
Дальше пошли к дому Бройдо (Остоженка 20) - здание напоминает бельгийский или венский модерн: массивные цепи, тяжелый металлический козырек над входом, но при этом во фризе легкие и воздушные птички, антилопы и другая живность. Такой симбиоз основательности и беспечности привлекает внимание. Внутри этого здания интерьеры не сохранились, и сейчас там свадебный салон.
Еще одно здание, отсылающее к северному модерну - каштаны, зеленый фасад, глубоко посаженные окна - это Доходный дом Кукешевой (Остоженка 19). Записывать имущество на родственников с целью ухода от налогов было всегда в моде, а в начале 20 века женщины налоги не платили и вовсе. Лев Кукешев был не только талантливым архитектором, но и предпринимателем неплохим, поэтому и дом приписал жене. Кстати говоря, по соседству располагается особняк Кукушевой, этакий замок. Сейчас он закрыт лесами, восстанавливают исторический облик и возвращают фигуру льва на крышу. Лев - фирменный знак архитектора.
А потом был дом Лоськова ( Масуровский д.4), сейчас это посольство Сирии. Здание фантастической, как из сказки - неприступный замок, в котором заточена прекрасная Скандинавская принцесса. Дом производит впечатление укрепленного европейского замка, защищенного от всех неприятностей сурового северного климата.
Апогеем экскурсии стал особняк А.И.Дерожинской
Личность хозяйки произвела столь сильное впечатление, что хочется остановится на этой истории подробнее.
Дочь текстильного миллионера в шестнадцать лет была выдана замуж за Павла Рябушинского (об этом человеке поговорим позже). В 17 лет она получила часть семейного состояния в наследство после смерти отца, потом - еще долю после смерти матери, и через несколько лет - после умершего бездетного брата. Несмотря на столь юный возраст, девушка обладала деловой хваткой, поэтому не только смогла сохранить полученный капитал, но и приумножила его. Затем она развелась с 1м мужем и вышла за второго - офицера Дерожинского. Выбирая архитектора для строительства семейного гнездышка, дама обратилась за советом к первому мужу, и он не подвел, посоветовал своего проверенного архитектора - Федора Шехтеля. Шехтель взял на себя все- как архитектурную часть, так и декораторскую, дизайн интерьеров, мебели. Он предложил хозяйке отделать самый большой зал росписями, предполагаемая цена договора с художником составляла 10 тус. руб. Пока Шехтель был в отъезде, дама сама вела переговоры с исполнителем и решив сэкономить, предложила выплатить лишь половину суммы. Художник оскорбился и отказался. Шехтель от задуманного плана отказываться был не намерен, он нашел второго художника ( Врубель?), но и у хозяйки возросли аппетиты - она захотела получить роспись бесплатно. Естественно, план не удался. От росписи Шехтелю пришлось отказаться, но впоследствии роспись восстановили при реставрации по эскизам.
Второй брак Дерожинской тоже продлился не так долго, но она оставила его на посту в своей фирме, и снова вышла замуж за Ивана Зимина, богатого текстильного магната. Фишечка была в том, что Зимины были меценатами и покровительствовали развитию искусства в Москве, в частности музыке. Дерожинской же все эти духовные порывы были не близки. С третьим мужем она тоже раззошлась, но при этом со всеми бывшими мужьями она поддерживала деловые отношения.
Судьба Дерожинской после революции не известна, но что-то подсказывает, что у нее все хорошо сложилось
Сейчас в особняке посольство Австралии
Начали от доходного дома купца Филатова (дом под рюмкой). Историю про то, что когда у купца дела стали идти плохо из-за его пристрастия выпить и он решил совершить "ребрендинг" своей репутации - дать понять общественности об отказе от алкоголя, запечатлев клятву при строительстве дома перевернутой рюмкой на крыше, я знала. Но вот что "рюмка" - это широкоупотребимый архитектурный прием, и чуть ли не светская переделка церковных куполов - это было новость. Также дом очарователен с боков, обязательно надо заглядывать в переулочки.
Дальше пошли к дому Бройдо (Остоженка 20) - здание напоминает бельгийский или венский модерн: массивные цепи, тяжелый металлический козырек над входом, но при этом во фризе легкие и воздушные птички, антилопы и другая живность. Такой симбиоз основательности и беспечности привлекает внимание. Внутри этого здания интерьеры не сохранились, и сейчас там свадебный салон.
Еще одно здание, отсылающее к северному модерну - каштаны, зеленый фасад, глубоко посаженные окна - это Доходный дом Кукешевой (Остоженка 19). Записывать имущество на родственников с целью ухода от налогов было всегда в моде, а в начале 20 века женщины налоги не платили и вовсе. Лев Кукешев был не только талантливым архитектором, но и предпринимателем неплохим, поэтому и дом приписал жене. Кстати говоря, по соседству располагается особняк Кукушевой, этакий замок. Сейчас он закрыт лесами, восстанавливают исторический облик и возвращают фигуру льва на крышу. Лев - фирменный знак архитектора.
А потом был дом Лоськова ( Масуровский д.4), сейчас это посольство Сирии. Здание фантастической, как из сказки - неприступный замок, в котором заточена прекрасная Скандинавская принцесса. Дом производит впечатление укрепленного европейского замка, защищенного от всех неприятностей сурового северного климата.
Апогеем экскурсии стал особняк А.И.Дерожинской
Личность хозяйки произвела столь сильное впечатление, что хочется остановится на этой истории подробнее.
Дочь текстильного миллионера в шестнадцать лет была выдана замуж за Павла Рябушинского (об этом человеке поговорим позже). В 17 лет она получила часть семейного состояния в наследство после смерти отца, потом - еще долю после смерти матери, и через несколько лет - после умершего бездетного брата. Несмотря на столь юный возраст, девушка обладала деловой хваткой, поэтому не только смогла сохранить полученный капитал, но и приумножила его. Затем она развелась с 1м мужем и вышла за второго - офицера Дерожинского. Выбирая архитектора для строительства семейного гнездышка, дама обратилась за советом к первому мужу, и он не подвел, посоветовал своего проверенного архитектора - Федора Шехтеля. Шехтель взял на себя все- как архитектурную часть, так и декораторскую, дизайн интерьеров, мебели. Он предложил хозяйке отделать самый большой зал росписями, предполагаемая цена договора с художником составляла 10 тус. руб. Пока Шехтель был в отъезде, дама сама вела переговоры с исполнителем и решив сэкономить, предложила выплатить лишь половину суммы. Художник оскорбился и отказался. Шехтель от задуманного плана отказываться был не намерен, он нашел второго художника ( Врубель?), но и у хозяйки возросли аппетиты - она захотела получить роспись бесплатно. Естественно, план не удался. От росписи Шехтелю пришлось отказаться, но впоследствии роспись восстановили при реставрации по эскизам.
Второй брак Дерожинской тоже продлился не так долго, но она оставила его на посту в своей фирме, и снова вышла замуж за Ивана Зимина, богатого текстильного магната. Фишечка была в том, что Зимины были меценатами и покровительствовали развитию искусства в Москве, в частности музыке. Дерожинской же все эти духовные порывы были не близки. С третьим мужем она тоже раззошлась, но при этом со всеми бывшими мужьями она поддерживала деловые отношения.
Судьба Дерожинской после революции не известна, но что-то подсказывает, что у нее все хорошо сложилось

Сейчас в особняке посольство Австралии