Лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас
Это второй спектакль А. Молочникова, на котором я побывала. Постановка была приурочена к столетию Октябрьской революции и премьера состоялась на большой сцене МХТ в 2017 г. Как я поняла из чтения рецензий, финал впоследствии был изменен и теперь он жестче и безысходнее. Однако обо все по порядку. Несмотря на отсутствие единой сюжетной линии и некоторую рваность повествования, все события происходят с главными героями - разнорабочим Макаром (я увидела отсылку к Макару Нагульнову из "Поднятой целины", натуре пламенной и романтической, однако про-советской) и балериной Верой (рецензии подсказали, что образ может быть связан с Верой Павловной из "Что делать?", однако для меня она явилась воплощением собирательного символа веры и противопоставлением всему советскому). Макар и Вера полюбили друг друга, но Макар отправился с чайником за водой и по дороге встретил вождей, а Троцкий и Ленин превратили Макара в способную выпекать хлеб из живота "машину революции" (не Ииисус ли, накормивший пятью хлебами толпу евреев в пустыне?) в "нового человека", с железным сердцем и электроприводом (привет, герой комикса!), пообещав ему тепло лучей коммунистического солнца и сметану из облаков. В созданном образе красной машины я увидела революционную манию искусственного формирования человека и жизни, отражение того, что народу все равно во что верить, в батюшку -царя или в товарища Ленина (отец Владимир!), лишь бы обещания были повкуснее, аргументы убеждения попроще. Народ принимает коммунизм как новую религию, вождя – как своего пастыря, а светлое будущее - как рай на земле. Красная машина работает только когда в нее верят, необходима неразрывная связь Макара с Верой, чтобы он мог выполнять задания вождей. А вожди предстают демонами-искусителями и манипуляторами. Они ловко управляют помыслами и эмоциями Макара – читай «широких масс» – представляя события в нужном им ключе. Убеждают, что осуществлению великого замысла - получение сметаны из облаков, все время что-то мешает, то белые, то буржуи, то кулаки. Вот и борется Макар с ложными целями и недоумевает, почему же кулаки истреблены, а сметаны до сих пор нет. Кстати, метафорический образ сметаны из облаков как символ заведомого невыполнимого обещания мне так и не удалось разгадать, не вижу отсылок к классике.
Вера же идет за своим избранником, отринув все сомнения, доверяя лишь интуиции любви. Для меня это одно из страшных мест спектакля - что случилось с этой женщиной, почему она - умная, логичная, утонченная, полюбила совершенно чуждого ее сословию Макара, почему поверила в утопический бред про сметану из облаков? почему разделяет интересы этого выходца из народа? Великая сила любви. Она идет за ним так же слепо, как он – за своими вождями. Ее прозрение чревато катастрофой. Вера проклинает день, когда Макар явился к ней в балетный класс, проклинает Ленина, объявляет о своей ненависти к Сталину, безуспешно пытается железного Макара застрелить из подаренного Сталиным наградного пистолета. Вера отправляется в ГУЛАГ, следом за ней следует и Макар. Вот тогда понимаешь почему и как выжили заключенные шарашек, гулагов и т.д - с ними была вера.
Фантасмагоричность происходящего на сцене поражает, у меня возникло ощущение, что это сплав Стругацких и Замятина с вкраплениями Мстителей, Матрицы. Это повествование для тех, кто не жил в совке, для кого события начала прошлого века - не более чем сказка, наполненная стереотипами и далекой нереальностью. Стендап на серьезную тему вышел довольно удачным. Отдельно хочется отметить сценографию и привнесение "новых технологий" в театр, понравились уместные вставки из советских кинофильмов (от "Октября" до "Старика Хоттабыча", от "Ленина в Октябре" до "Цирка", включая, конечно, и "Светлый путь", и "Член правительства", и "Человек с ружьем" и т.д.). За счет удачно освоенного пространства (арка главного штаба и ворота Зимнего дворца создают что-то наподобие "тоннеля" вглубь сцены, словно в будущее; а вертикаль составляют ярусы-этажи, заполненные хореографическими композициями, отсылающие к музыкальным комедиям 1930-х годов). Понравилась короткометражка "Чевенгур", будто побывал и в театре и в кино одновременно.
Спектакль в целом понравился, хотя считаю его слабее, чем "19.14", на "Бунтарей" (еще один спектакль Молочникова) хочу сходить.
Вера же идет за своим избранником, отринув все сомнения, доверяя лишь интуиции любви. Для меня это одно из страшных мест спектакля - что случилось с этой женщиной, почему она - умная, логичная, утонченная, полюбила совершенно чуждого ее сословию Макара, почему поверила в утопический бред про сметану из облаков? почему разделяет интересы этого выходца из народа? Великая сила любви. Она идет за ним так же слепо, как он – за своими вождями. Ее прозрение чревато катастрофой. Вера проклинает день, когда Макар явился к ней в балетный класс, проклинает Ленина, объявляет о своей ненависти к Сталину, безуспешно пытается железного Макара застрелить из подаренного Сталиным наградного пистолета. Вера отправляется в ГУЛАГ, следом за ней следует и Макар. Вот тогда понимаешь почему и как выжили заключенные шарашек, гулагов и т.д - с ними была вера.
Фантасмагоричность происходящего на сцене поражает, у меня возникло ощущение, что это сплав Стругацких и Замятина с вкраплениями Мстителей, Матрицы. Это повествование для тех, кто не жил в совке, для кого события начала прошлого века - не более чем сказка, наполненная стереотипами и далекой нереальностью. Стендап на серьезную тему вышел довольно удачным. Отдельно хочется отметить сценографию и привнесение "новых технологий" в театр, понравились уместные вставки из советских кинофильмов (от "Октября" до "Старика Хоттабыча", от "Ленина в Октябре" до "Цирка", включая, конечно, и "Светлый путь", и "Член правительства", и "Человек с ружьем" и т.д.). За счет удачно освоенного пространства (арка главного штаба и ворота Зимнего дворца создают что-то наподобие "тоннеля" вглубь сцены, словно в будущее; а вертикаль составляют ярусы-этажи, заполненные хореографическими композициями, отсылающие к музыкальным комедиям 1930-х годов). Понравилась короткометражка "Чевенгур", будто побывал и в театре и в кино одновременно.
Спектакль в целом понравился, хотя считаю его слабее, чем "19.14", на "Бунтарей" (еще один спектакль Молочникова) хочу сходить.